Мы в RestOn счастливые люди – за весь немалый опыт хождения по заведениям до жалоб доходило раза два-три. Не знаем, то ли нам так исключительно везло, то ли мы такие миролюбивые и предпочитаем не ссориться по мелочам, но права потребителей, предусмотренные отечественным законодательством, все равно нужно знать – для перестраховки.
Итак, Памятка посетителю ресторанов от RestOn.
Основным нормативно-правовым актом, определяющим права посетителей всех видов заведений (рестораны, бары, кафе, закусочные), являются Правила работы заведений (предприятий) ресторанного хозяйства, утвержденные Приказом Минэкономики от 24.07.2002 №219.
Начинаем с меню: в нем, помимо перечня блюд, должна содержаться информация о выходе блюда и цене одной порции, для алкогольных напитков – емкость бутылки, цена за бутылку, 50 и 100 миллилитров; касательно отдельных блюд иногда может быть указана стоимость за 100 граммов продукции, поэтому стоит заранее поинтересоваться, сколько будет весить и стоить заказное вами блюдо в конечном счете.
Меню и прейскурант должны быть подписаны руководителем, бухгалтером и материально-ответственным лицом (заведующий производством, бригадир, буфетчик, бармен и т.д.) и скреплены печатью субъекта хозяйственной деятельности.
Если у вас возникли сомнения относительно соответствия веса поданного блюда тому, который указан в меню, вы имеете право требовать проверить его в вашем присутствии. И, конечно, вы можете попросить предоставить вам нормативные документы, подтверждающие качество используемых продуктов.
При обнаружении недостатков в качестве продукции и предоставлении услуг, недовесе или обсчете субъекты хозяйственной деятельности на выбор потребителя обязаны:
- бесплатно устранить выявленные недостатки;
- уменьшить размер оплаты за продукцию или услугу;
- заменить на аналогичную продукцию надлежащего качества или повторно предоставить услугу;
- полностью возместить расходы потребителя, связанные с приобретением некачественной продукции или оказываемой услуги.
Финальный этап посещения заведения – расчет – тоже законодательно регламентирован. Так, оплата стоимости продукции осуществляется потребителем непосредственно официанту согласно счета, который выписывается на бланке установленной формы, а после расчета официантом потребителю предоставляется расчетный документ (кассовый чек, расчетная квитанция).
И ещё: заказывая еду заранее, например для празднования определенного события, помните, что вы можете отказаться от заказа в любой момент, кроме дня, на который был сделан заказ. При этом с вас не могут требовать деньги в качестве компенсации. В случае отказа от обслуживания непосредственно в день проведения мероприятия вы обязаны выкупить заказанную продукцию, которая не может быть продана другим потребителям. Таким образом, с вас могут потребовать оплатить стоимость еды, приготовленной специально для вас, но не имеют права брать деньги за алкоголь или другую продукцию в запечатанном виде. Если заведение общественного питания не может выполнить предварительный заказ, он обязан сообщить об этом не позднее, чем за пять дней.
Если неприятная ситуация все же приключилась, и вам нахамили, принесли некачественную еду или попытались обмануть, вы всегда можете оставить свою жалобу в Книге отзывов и предложений. Книга отзывов и предложений – это документ установленного образца, который должен находиться на видном и доступном для потребителей месте. Субъекты хозяйственной деятельности, т.е. заведения, обязаны оборудовать на видном месте Уголок потребителя, где и помещается информация для потребителей, в т.ч. Книга.
Знайте, что ваше замечание будет замечено не только дирекцией заведения, а и соответствующими контролирующими органами, когда они придут сюда с очередной проверкой. Если же эта мера не смогла поубавить праведный гнев, вам прямая дорога в местное управление по делам защиты прав потребителей. Идти туда нужно подготовленным – с письменным заявлением и копиями документов, которые могут являться доказательствами ваших слов (счет, квитанция об оплате счета, свидетельства очевидцев). В соответствии со ст. 20 Закона "Об обращениях граждан" вам обязаны ответить в срок не более одного месяца.
Впрочем обратиться в суд за защитой своих прав можно в любой момент, не дожидаясь реакции со стороны Управления по делам защиты прав потребителей, но до этого, надеемся, у вас никогда не дойдет!
Автор: Кристина Ольшанская
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Бесплатный резерв столика в ресторанах Киева
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Банкетные залы Киева